Версия сайта

 

Сведения об образовательной организации

Дидактическое пособие, сделанное своими руками «Ловкие пальчики»

Ушанева А.В., воспитатель МБДОУ ДС № 31

Широко известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи у ребенка. Считается, что словесная речь ребенка начинается, когда движение его пальчиков достигают достаточной точности.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”.

Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я заметила, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний. В чем же причина? Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Следствием слабого развития общей моторики, и в частности – руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.

   Формируя и совершенствуя тонкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Поэтому в своей работе с детьми уделяю особое внимание развитию мелкой моторики для преодоления отставания в речевом развитии.

Использую разнообразные методы и приёмы, позволяющие сделать непосредственно-образовательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной и интересной. В своей практике я широко использую различные виды деятельности, направленные на тренировку тонких движений пальцев рук.

Пальчиковые игры, пальчиковый театр являются эффективными способами коррекции речи детей.

Дети с удовольствием работают с мозаикой, конструируют, занимаются шнуровкой, лепят из пластилина, выкладывают счетными палочками заданные рисунки, штрихуют и раскрашивают.

На основе данной работы с детьми возникла идея в создании полифункционального пособия «Ловкие пальчики».

Цель данного пособия: развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук. Развивать связную речь, внимание, мышление, память, тактильное ощущения, цветовое восприятие.

Основные задачи, которые реализуются при использовании данного пособия:

  • Развитие творческих способностей, памяти, мыслительной деятельности, связной речи.
  • Тренировка тонких движений пальцев и кистей рук.
  • Формирование координации движений.
  • Стимулирование зрительного и слухового восприятия.
  • Обогащение словарного запаса детей.

Планируемые результаты работы с пособием повышение уровня речевого развития, хорошего развития мелкой моторики рук. Активизировать  психические процессы: внимание, память, мышление, фантазию, расширить словарный запас.

Предлагаю вам некоторые игры данного пособия

Дидактическая игра «Чудо-елочка»

Задачи: Развивать мелкую моторику, память, внимание, воображение. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить дело до конца.

Ход игры. Вариантов этой игры может быть несколько.

Один из них: ребенку дается задание развесить игрушки на елке; затем попросить ребенка отвернуться и поменять игрушки местами, ребенок должен найти, что изменилось

Дидактическая игра «Ежик»

Задачи: Совершенствовать навык счета в пределах 10, формировать умения соотносить количество предметов с числом. Закреплять представления о составе числа. Развить внимание, память, наблюдательность.

Ход игры.

Это что же за комочек
Ковыляет между кочек?
На себе несёт комочек
яблочко, грибочек.
Колкий с головы до ножек - 
Кто же это? 
Это ежик!

Только вот незадача – все припасы ежика рассыпались. Давайте поможем ему собрать все яблоки грибы, а их было ... Дети подбирают все варианты составления заданного числа.

Дидактическая игра «Солнышки и тучки»

Задачи: развивать логическое мышление; пространственное восприятие и тактильные ощущения.

Ход игры. Участвует два игрока. Игроки по очереди ставят знаки (крестики и нолики) на игровом поле. Побеждает игрок, которому удастся во время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, вертикали или диагонали) три свои знака.

Дидактические игры «Светофор»

Задачи: формировать представление об элементарных правилах дорожного движения; дать представление о значении светофора. Развивать зрительную память, умение ориентироваться в пространстве, способствовать сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук.

Ход игры. Ведущий снимает кружки желтого, зеленого, красного цвета. На сигнал: "Раз, два, три! Светофор собери!" Дети выкладывают кружочки в правильной (вертикальной) последовательности.

Дидактическая игра «Уточки в пруду»

Задачи: закреплять основные цвета. Развивать пространственные представления.

Ход игры. А сейчас отправляемся на озеро, плавают там необычные утята. Мама утка зовет их к

себе на берег. Поплыла красная уточка (синяя, зеленая, желтая) к берегу. Погуляли они на берегу с мамой и вот снова возвращаются в воду. Желтая плывет вверху, а красная под ней.

Дидактическая игра «Соберем яблоки с дерева»

Задачи: развивать тактильные ощущения. Закреплять навык счета. Формировать умение согласовывать существительные с числительными.

Ход игры. Указанное количество яблок помещается на дереве. Затем ставится задача собрать урожай. Зеленые яблоки в правую корзинку, красные – в левую.

Дидактическая игра «Сосчитаем звездочки»

Задачи: развивать мелкую моторику, тактильные ощущения; закреплять понятия "Большая», «Средняя», «Маленькая» (звезда).

Ход игры. Ребёнок кладёт перед собой три звездочки разной величины, затем берёт одну, называет её величину (большая, средняя, маленькая) и кладёт на соответствующий контур.

Дидактическая игра «Снеговик»

Задачи: развивать пространственное восприятие; развивать внимание, логику, быстроту реакции и аккуратность; активизировать знания о зимних играх.

Ход игры. Ребёнку предлагается посмотреть на детали снеговика. Затем сложить из деталей снеговика.

Дидактическая игра «Половинки» 

Задачи: продолжать знакомить с предметами окружающего мира. Учить находить недостающие детали и складывать из частей целое изображение. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Ход игры. Предложить ребенку картинку половинку спросить, что на ней нарисовано. Если игра проводится первый раз, то воспитатель показывает, как надо сложить недостающую половинку чтобы получилось целое изображение. Затем можно предложить ребенку самостоятельно сложить все картинки.

Дидактическая игра «Трактор»

Задачи: закреплять знания о геометрических фигурах, упражнять в составлении из частей целого, развивать зрительное восприятие, память, сообразительность, умение анализировать и сравнивать, развивать мелкую моторику рук.

Ход игры.

Дидактическая игра «Божья коровка»

Задачи: развивать мелкую моторику, закреплять понятия

«один – много», «вверх – вниз», закрепление умения застёгивать молнию.

Ход игры. Идем играть на полянку, там растут красивые цветы. Посмотрите на одном из них сидит божья коровка. Ее крылышки закрыты. Давайте поможем их открыть (открываем молнию), а там сюрприз для вас! Посмотрим, что божья коровка принесла?  

 

 

Официальные сайты

01
01
01
01
01
01
01
01
01
01
01

 

 

Полезные ссылки

01
01
01
01
new logo4
newlogo04